ДЖОРДАНО БРУНО С ОПОЗДАНИЕМ НА ШЕСТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

Павел Чердынцев

«Фабричная девчонка», Черемховский драматический театр

18/02/2011

            Нечто подобное, клубное, полупрофессиональное, архаичное, не, как бы сказали во времена оны, высокохудожественное, но очаровывающее своей непосредственностью и стремлением во всем походить на реальность, было и на прошлом володинском фестивале, в виде спектакля "Пять вечеров" димитровградского театра-студии "Подиум". Но если в случае с Димитровградом никто и не скрывал, что коллектив, играющий "… вечера", по сути, народный, самодеятельный, то от Черемховского драматического театра, что в Иркутской области, ожидалось большего, конкретно – спектакля, произведения с отличительными чертами, а не просто скрупулезного переноса на сцену описываемых драматургом событий.

Признаюсь, ни до, ни во время фестиваля "Фабричную девчонку" я не читал. Более того, ничего об этом произведении Володина никогда не слышал. Не успел я прочесть его и после, но бегло все же ознакомился. И был, пуще прежнего, разочарован в режиссерских способностях Татьяны Уфимцевой. Если судить по "Фабричной девчонке", приходится признать: режиссер она, в лучшем случае, средний.

Наблюдая за происходящим в БТК, я грешным делом решил, что постоянное присутствие кинокамеры с прилагаемым к ней оператором на сцене, это такой вот режиссерский ход, подсказанный началом пьесы (кинохроникеры пришли снимать фабричных девчат) и использованный постановщицей для неубедительной, но достаточно оригинальной связки разрозненных сцен. Я даже название таковой режиссерской трактовке придумал (вернее позаимствовал у популярного, обожающего двойные смыслы автора)  – "Снимается кино". Я чуть-чуть даже посмеялся над желанием режиссера пойти по необычайно легкому пути, представившемуся подслеповатому художественному взору первым. Какого же было мое удивление (хотя преувеличиваю, т.к. подозрения были, иначе бы не полез копаться в Интернет-сборнике володинских пьес), когда данное сценическое решение я обнаружил у самого драматурга.

Оказалось, и в этом – в привлечении в сюжет вышеназванного сварщика эпизодов от искусства – Татьяна Уфимцева покорно последовала за Александром Моисеевичем. Вопрос? Зачем вообще понадобилось определенному режиссеру в определенное (наше) время ставить определенную пьесу? Что стоит за этим решением? О чем спектакль?

О любви одних и нелюбви других. О долге и верности, мечтах и разочарованиях. Отлично. Это всегда актуально. Но подобного пруд пруди и в тысячах других текстах для театра. Почему же Уфимцевой была избрана именно "Фабричная девчонка"?

Зачем писал Володин – ясно (хотя в данном случае сочинил он произведение не блестящее): во времена создания обозначенного труда, помимо вечных проблем, были злободневны (более того – крамольны) и упоминания о советской девушке, не дождавшейся из армии советского мальчика, и изгнание с танцев за аморальное поведение (поцелуй, должно быть, в щечку), давшее повод для обличительной статьи в центральной прессе, и укрывательство незаконнорожденной дочери от общественности и общественников, и многое-многое другое, пьесу составляющее. Но вот сегодня-то зачем, да еще и боясь шаг ступить за пределы авторского текста, руку протянуть в сторону давно освоенных современниками художественных приемов?

Ощущение – показали в живую запись спектакля пятидесятилетней давности, в постановке режиссера, которому еще пятьдесят лет назад исполнилось восемьдесят. Данный спектакль, будто чудесным образом прилетел в Питер 2011-го года не из Черемхова, а из конца 50-х годов прошлого века, не из суровой Сибири, а из лояльной хрущевской оттепели. Настолько непонятен выбор конкретного материала конкретным режиссером, что внятных ответов, как не ищи, только два.

Первый: кто-то сказал: "Фабричной девчонки" в репертуаре ни одного другого театра сегодня нет, давайте, хоть мы восполним этот пробел, вот пусть ни у кого не будет, а у нас будет".

Второй: кто-то смекнул: "В Петербурге ежегодно походит володинский фестиваль; надо поставить что-то из володинского, желательно, редкого – меньше конкуренции; это наш единственный шанс показать себя в просвещенном театральном мире".

Показали.

Питерская публика (на большой процент состоящая из халявщиков, части которых не доступны иные, более качественные театральные зрелища) спектакль приняла хорошо, гостеприимно. Значит, творцы почти не зря старались (актеры, к слову, без всякого юмора отработали на совесть). Можно возвращаться домой и с чувством выполненного долга снимать "… девчонку" с репертуара.

P.S. Или же в Черемхово еще позавчера властвовали коммунисты, и только вчера началась перестройка, и все описанные Володиным шестьдесят лет назад события являются сегодня в Иркутской области животрепещущими, и в сознании черемховцев коллектив местного драм. театра и, персонально, Татьяна Уфимцева по праву ассоциируются с Джордано Бруно??????????............